Вернуться к обычному виду
Версия для слабовидящих

«Ах, песня русская, родная…» (цикл статей, посвященных 50-летнему юбилею Миньярского Дворца культуры)

16.08.2016

Росли в семье две дочки да сын. Новый дом строили, в колхозе трудились, петь любили. Все хорошо шло, да вот началась война, и Якова в июле 1941 года призвали на фронт. Провожала его  до ближайшего города Цивильска, где воинский эшелон формировался,  беременная четвертым ребенком жена. Всю дорогу шли пешком,  чуть живая вернулась она обратно в деревню.  Четвертого своего ребенка  Якову увидеть было не суждено, погиб на фронте. Девочку семья назвала Лидой. «Детские мои воспоминания  - рассказывает Лидия Яковлевна – это темная холодная изба. Мама на работе, старшие ребятишки в школе, или на улице бегают, а я сижу и жду маму. Она придет, затопит печку, сварит горячую еду. Но часто мама с колхозной работы приходила так поздно, что  я, не дождавшись ее, засыпала». После войны осиротевшей семье пришлось выживать без кормильца. В колхозах в послевоенное время денег не платили, начисляли « трудодни», и выдавали на них осенью продукты, в основном, зерно. Паспортов у колхозников не было, единственно возможный способ уехать из колхоза – завербоваться на стройку. Так Елизавета Гордеевна  Яковлева и поступала.  Благодаря ей, все  дети выжили, окончили школу.

Впервые Лида запела в школьной самодеятельности, и учитель, руководивший школьниками, сказал ей: «Тебе нужно петь».  После  школы, девушка поехала в Пермь и поступила в культпросветучилище.  Во время экзамена буквально разыгралась  знаменитая сцена из кинофильма «Светлый путь», поскольку нот Лида не знала,  рядом с роялем  отродясь не стояла, но  так исполнила песню «Школьные годы», что у педагогов и сомнений не осталось – эту девушку надо принять!

Быстро пролетели годы ученичества, вместе с дипломом Лида получила распределение в старинный городок Чердынь.  Здесь в клубе, расположенном в бывшей церкви, она создала свой первый коллектив – академический хор. На  смотре  художественной самодеятельности ей порекомендовали поступить в московское училище музкомедии. Но Лиду уже захватила мечта. В Перми, она впервые услыхала выступление Государственного  уральского народного хора под руководством В.И. Горячих.  Мощь хоровой народной песни ее потрясла, захотелось работать в этом прославленном коллективе. Она прорвалась на прослушивание, спела…  Однако, в хор ее не взяли:  У девушки, выросшей в Поволжье, не было уральского выговора. Погоревала и решила – надо создать свой народный коллектив.  Укрепилась она в своем решении, услышав в Челябинске знаменитый  хор трубопрокатного завода под руководством  А.П. Швидя. К тому времени Лидия уже вышла замуж, получив от мужа в подарок замечательную фамилию – Калинина – как раз подходящую для исполнительницы народных песен. С мужем и маленькой дочкой переехали в Миньяр. Вот так  в  Миньярском  Дворце культуры появилась новая сотрудница. Появление ее не могло пройти незамеченным – вышла на сцену этакая фарфоровая статуэтка с пышной косой через плечо и огромными лучистыми глазами. Именно здесь  пересеклись два творческих пути: молодой директрисы Дворца Г.Ф. Блиновой и Л.Я. Калининой. Ведь что главное в творчестве? Да чтобы в душе искры были, а чтобы искру высечь, нужны железо и кремень. Так  получилось у Галины Федоровны и Лидии Яковлевны – стали и сотрудницами, и подругами. Вот уже более сорока лет трудятся вместе. Лидия Яковлевна со своими коллективами прославляет наш город, а Галина Федоровна как руководитель и организатор создает ей все условия для этого. Процесс  этот не прост и очень трудоемок – так в уральских горах золото моют, самоцветы ищут. В советское время Л.Я.Калинина руководила на МММЗ цеховыми хоровыми коллективами. Особенно хорошо «спелась» она с сотрудниками  инструментального цеха. Здесь в хоре пел даже начальник цеха И.И. Кабанов. Подружилась Лидия Яковлевна  и с горячепрокатчиками. Здесь тоже прекрасные голоса нашлись. Самые лучшие и составили основу  хора «Калинушка». В 1984 году хор получил звание «Народный коллектив». Пели здесь Валентина Холопова, Галина Покатисова, Алена Озимина, Тамара Неустроева и многие другие. Лидия Яковлевна понимала – учить петь народные песни  надо с детства,  в детской душе надо открыть  исконные, генетически заложенные роднички народной культуры. Решительно взялась за дело. В этом ей много помогла М.Г. Смирнова – сначала как завуч по воспитательной работе школы №1, а потом как директор школы №4. Народные песни зазвучали в исполнении детских коллективов. «Родники», «Колокольчики», «Ровесники» - все они выступали с большим успехом, побеждали в смотрах школьной художественной самодеятельности. Было, к сожалению и так, что чиновники от народного образования резко критиковали работу Лидии Яковлевны: «Зачем нашим детям все эти «калинки – малинки»? Петь надо идеологически выдержанные песни». Но народная песня как река – начнется с малого родника и потечет все шире и дальше, смывая на пути все преграды. Мощная она, народная песня, сильная как сам народ. По достоинству оценили и детский фольклорный ансамбль «Миньярские родники» В 1995 году он получил звание «образцового». Заслуженным  работником культуры Лидия Яковлевна Калинина стала в 2015 году.

А сколько миньярских  девочек, певших в коллективах Л.Я. Калининой избрали народную песню своей профессией! Это и Юлия Львова, и Татьяна Валиахметова, и Юлия Халдина. Список этот, конечно, еще не завершен.

В период перестройки МММЗ понемногу стал разваливаться. Руководителям предприятия стало не до песен, да и никто уже больше  не проводил смотров художественной самодеятельности. Дворец культуры выживал как мог. Вот в это тяжелое время Лидия Яковлевна оказалась в гостях в Биянке. Впервые услышала она певучий «биевский» говор и самобытные песни. Она была очарована уникальным фольклором. Так началась новая страница в ее творчестве.

«Колодец бездонный – фольклор. Было бы кому черпать» - говорит Лидия Яковлевна. Ей все полюбилось в этом  селе, затерянном в глубине Уральских гор – и избы, застланные домоткаными половиками, и трудолюбивые, артистичные жители, и даже по-особому сваренные щи «амачка». Вместе со своим баянистом Александром Кожариным и сестрами Хомановыми – уроженцами Биянки по крупиночке собирала, записывала биянковский фольклор, изучила говор, напевы. Полностью изменила свой сценический образ. На сцену стала выходить в старинной блузе, взятой в миньярском  историко – краеведческом  музее, в фартуке сшитом из подаренной в Биянке «завески». Даже косу – свою гордость спрятала под старинный полушалок. Возник удивительный фольклорный коллектив, а назвали его «Негрустиночка». С «биевским» акцентом, конечно. В Биянке так называют хмельную бражку – медовушку приготовленную из знаменитого «биевского» меда. Зазвучала – запела «Негрустиночка» на местных сценах, на крупных фольклорных фестивалях, на народных гуляньях. Везде этот коллектив желанный гость, звание победителей и лауреатов всегда домой привозит, но главное это то, что слушая песенные коллективы Л.Я. Калининой, чувствуешь, как душа к живому источнику народной песни припадает.

Л. Тараканова, директор МКУ «МИКМ»





Детальная картинка: 

Дата создания: 16.08.2016 12:22:53

Дата изменения: 16.08.2016 12:44:41

Возврат к списку