Управление Роспотребнадзора по Челябинской области напоминает гражданам о разграничении полномочий госорганов в сфере ЖКХ
17.12.2018
В связи с многочисленными обращениями граждан связанными с вопросами некачественного предоставления жилищно-коммунальных услуг, ненадлежащего содержания и ремонта общего имущества многоквартирных домов управляющими организациями, ресурсоснабжающими организациями и прочими исполнителями услуг в сфере ЖКХ, необоснованного начисления платы за жилое помещение и коммунальные услуги и другое. Управление Роспотребнадзора напоминает гражданам Челябинской области о разграничении полномочий в надзорной сфере жилищно – коммунального хозяйства. Федеральным законом от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», кардинально перераспределены полномочия госорганов, и редакцией статьи 20 Жилищного Кодекса Российской Федерации, установлено, что государственным жилищным надзором является исключительно региональный государственный надзор. Проверки по выявлению и пресечению, предупреждению, нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами на территории Челябинской области осуществляет Государственная жилищная инспекция по Челябинской области. Постановлением Правительства РФ от 11 июня 2013 года № 493 «О государственном жилищном надзоре» (далее Положение), определен предмет проверок службы государственного жилищного надзора по соблюдению обязательных требований в сфере ЖКХ (п.11 Положения), а именно соблюдение обязательных требований к: - жилым помещениям, их использованию и содержанию; - содержанию общего имущества в многоквартирном доме; - порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение; порядку признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерацией положением; - учету жилищного фонда; - порядку переустройства и перепланировки жилых помещений; - определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; - управлению многоквартирными домами; - выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; - установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения; - раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами; - созданию и деятельности товарищества собственников жилья либо жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, соблюдению прав и обязанностей их членов; - предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах; - созданию и деятельности советов многоквартирных домов; - определению размера и внесению платы за коммунальные услуги; - обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов; - деятельности специализированных некоммерческих организаций, по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; - порядку и условиям заключения договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, и договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; - формированию фондов капитального ремонта; - других обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. В свою очередь федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей (статья 40 Закона № 2300-1) не подразумевает проверку соблюдения (в порядке, установленном Законом № 294-ФЗ) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований жилищного законодательства (часть 2 статьи 5 ЖК РФ), а осуществляет организацию и проведение проверок: - соблюдения обязательных требований, установленных международными договорами Российской Федерации, Законом «О защите прав потребителей» другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей; - соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность товаров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение, и предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, установленным в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Правовые аспекты разграничения полномочий в жилищной сфере в рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей позволяет обеспечить защиту потребительских прав граждан – участников жилищных правоотношении, чьи права в свою очередь соответствующим образом защищаются органами регионального государственного жилищного надзора. Это означает, что такие виды полномочий Управления Роспотребнадзора в установленной сфере деятельности как привлечение к ответственности лиц, совершивших (допустивших) нарушения обязательных требований законодательства в области защиты прав потребителей, в частности права на информацию, право на безопасность и др., обращение в суд с заявлением в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, вступление в рассматриваемое судом дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством РФ, в области жилищных отношений в своей основе могут, в том числе базироваться на соответствующих материалах проверок, поведенных органами государственного жилищного надзора по вопросам соблюдения обязательных требований жилищного законодательства. Регулирующего правоотношения с участием граждан – потребителей жилищно-коммунальных услуг. В связи с выше изложенным Управление Роспотребнадзора по Челябинской области рекомендует жителям при оформлении своих обращений исходить из правовой природы отношений, при реализации которых возникают нарушения.
Переадресация обращения по подведомственности зачастую приводит к потере времени, что неблагоприятно сказывается на результатах проверки доводов, изложенных в обращении. Количество показов: 1022 |